Методические рекомендации
Карта проведения экспертного обследования процесса внедрения моделей № 1 (загрузить pdf...)
«Экспертиза и оценка эффективности решения поставленных задач в рамках процесса внедрения моделей»
Настоящий инструмент направлен на экспертизу и оценку принятия управленческих и педагогических решений образовательной организации (далее управленческие решения – УР, педагогические решения - ПР) посредством изучения и анализа предпринятых мероприятий в рамках основной цели и ряда задач внедрения моделей.
Цель внедрения моделей:
Создание организационно-педагогических условий для творческой/социальной самореализации с перспективой дальнейшего профессионального самоопределения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; формирование у детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, ресурсов для позитивной социализации.
Задачи внедрения моделей:
- Организация деятельности, направленной на преодоление проблем социальной дезадаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе их социально-психологической травматизации;
- Формирование у целевой группы потребности и готовности к позитивному взаимодействию с социальным окружением;
- Формирование компетенций (общекультурных/социальных и коммуникативных), обеспечивающих укрепление и развитие личностного ресурса позитивной социальной адаптации;
- Развитие творческих способностей и социальной культуры в интересующей сфере деятельности с перспективой возможного выбора профессии и успешной профессиональной самореализации.
Цель внедрения моделей предполагает решение ряда задач управленческого и педагогического характера. Выполнение задачи № 1 предполагает принятие ряда управленческих решений. Выполнение задач № 2, 3, 4 предполагает принятие ряда педагогических решений.
В целом эффективность решения поставленных задач будет оцениваться совокупным показателем по результатам принятия УР и ПР, а также оценкой участников проекта (детей и родителей/законных представителей) процессом внедрения моделей на рефлексивной основе.
Для оценки эффективности управленческих решений используется метод сравнения показателей до начала участия в проекте с фактическими величинами, отражающими изменения произошедшие в процессе участия в проекте (оформляется по принципу «было - стало»). Данный метод позволяет обнаружить отклонения, их причины и спрогнозировать перспективы дальнейшей деятельности. Для наглядной иллюстрации деятельности может быть применен графический метод при отражении динамики количественных показателей.
Карта проведения экспертного обследования процесса внедрения моделей № 2 (загрузить pdf...)
«Экспертиза и оценка эффективности деятельности организаций в процессе внедрения моделей»
Настоящая методика разработана в целях формирования единых подходов к оценке эффективности деятельности организаций в рамках проекта по апробации моделей самореализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сфере дополнительного образования и сопоставимости результатов полученной оценки.
Оценка деятельности организаций направлена на анализ процессуальных аспектов реализации проекта и услуг, оказываемых организацией, для достижения желаемых результатов.
Цели осуществления оценки эффективности деятельности организаций в рамках проекта:
- диагностика, оценка и прогноз развития основных направлений деятельности;
- выявление особенностей деятельности организаций, ориентированных на интересы заказчика и потребителей;
- формирование культуры мониторинга качества образовательных услуг, оказываемых организацией в процессе создания условий самореализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, посредством использования ресурсов дополнительного образования.
Нормативными основаниями для разработки методики оценки эффективности деятельности организаций послужили следующие нормативно-правовые документы федерального значения:
- Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 08.11.2010 № 1116 (ред. от 02.09.2011) «О целевых показателях эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р «План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»;
- Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» от 21.07.2014 № 256-ФЗ;
- Приказ Минобрнауки России от 5.12.2014 № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Методика оценки эффективности деятельности образовательных организаций разработана с применением технологии экспертной оценки, где на основании использования всего комплекса показателей оценки эффективности деятельности организаций могут быть проанализированы как количественные (напр. «охват детей» и др.), так и качественные показатели (напр. «Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе» и др.).
Процедура оценки эффективности деятельности проводится на основе оценки 40 показателей (обще количество составляет 400 баллов) по четырем группам критериев: «Обеспечение высокого качества обучения и воспитания» (130 баллов), «Обеспечение доступности качественного образования» (60 баллов), «Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе» (170 баллов), «Представление и распространение эффективного педагогического опыта в рамках проекта» (40 баллов).
Процедура оценки эффективности организации в рамках проекта может проводиться:
- специально созданной и закрепленной приказом руководителя организации группой экспертов из состава педагогического и административного корпуса данной организации;
- группой независимых экспертов, назначенных учредителем или другими вышестоящими органами управления образованием.
Карта проведения экспертного обследования процесса внедрения моделей № 3 (загрузить pdf...)
«Оценка эффективности процесса внедрения моделей построения образовательных траекторий в сфере дополнительного образования с позиции участников проекта» (удовлетворенность)
Для сбора данных по оценке эффективности внедрения моделей построения образовательных траекторий в сфере дополнительного образования участниками проекта может быть использован метод гуманитарной экспертизы (С.В. Белова, С.Л. Братченко, И.Д. Демакова, Г.Л. Тульчинский). Суть метода гуманитарной экспертизы заключается в специфике выявления, осмысления, прогнозирования гуманитарных аспектов педагогического процесса, основанном на субъект-субъектном подходе как способе познания педагогической реальности (С.В. Белова).
Гуманитарная экспертиза является одной из форм педагогической рефлексии (С.Л. Братченко) и рефлексии педагогической реальности в системе формирующихся смыслов, общения, отношений, деятельности, саморазвития и самореализации.
В этой связи особое значение приобретают такие сферы как педагогическое общение, понимание специфики деятельности и переживаний в процессе этой деятельности, осознание произошедших изменений с каждым участником рефлексии. Исходя из этого среди ключевых позиций гуманитарной экспертизы особым образом выделяются такие педагогические категории, как «уважение», «понимание», «признание прав и достоинств», «помощь», «педагогическая поддержка» (И.Д. Демакова).
Технологически опора на рефлексивный подход предполагает:
а) выход субъекта из процесса совместной деятельности во внешнюю по отношению к ней позицию с целью анализа ее процессуальных и результативных особенностей;
б) процесс отражения одним человеком внутреннего мира другого;
в) процесс переосмысления себя, дифференциацию в каждом развитом и уникальном «Я» его различных подструктур;
г) способность интроспективно просматривать и отслеживать ход своей интеллектуальной деятельности: выделять, анализировать и соотносить с предметной системой собственные действия по решению задачи (С.Л. Братченко).
В рамках оценки эффективности проекта методом гуманитарной экспертизы интерес представляет «зеркальное» отражение позиций трех субъектов внедрения моделей самореализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на стадии завершения проекта – это позиция детей, педагогов, родителей/законных представителей[1].
[1] Желательно, чтобы родители/законные представители, по возможности, тоже ответили на поставленные вопросы в рамках гуманитарной экспертизы