Печать

Экспертные требования к процессу апробации и организации экспертного внедрения моделей построения образовательных траекторий в сфере дополнительного образования с возможностью их интеграции с индивидуальным учебным планом освоения основных общеобразовательных программ, обеспечивающих социальную самореализацию и профессиональное самоопределение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Экспертное внедрение моделей построения образовательных траекторий в сфере дополнительного образования с возможностью их интеграции с индивидуальным учебным планом освоения основных общеобразовательных программ, обеспечивающих социальную самореализацию и профессиональное самоопределение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации – один из наиболее важных этапов реализации проекта по разработке и апробации моделей социальной самореализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в сфере дополнительного образования. Экспертное внедрение – это второй этап апробационной части исследования, идущий после ряда подготовительных мероприятий.

 

I. Целеполагание

В рамках данного этапа предполагается проверка возможности и готовности разработанных моделей к их использованию на практике, в условиях реального образовательного процесса.

Поскольку этап экспертного внедрения моделей является частью процесса апробации, то целеполагание может быть детализировано следующим образом:

  1. цель апробации – верификация разработанных моделей построения образовательных траекторий в сфере дополнительного образования, обеспечивающих саморазвитие и профессиональное самоопределение обучающихся 5-11 классов, социальную самореализацию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях реального образовательного процесса; разработка методических рекомендаций для широкого внедрения данных моделей в массовую практику работы образовательных организаций;
  2. цель экспертного внедрения моделей – анализ и отбор педагогического инструментария, обеспечивающего процессуальную технологичность и общую эффективность использования моделей построения образовательных траекторий в сфере дополнительного образования, обеспечивающих саморазвитие и профессиональное самоопределение обучающихся 5-11 классов, социальную самореализацию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях реального образовательного процесса с позиций нормативно-правового, управленческого, организационно-педагогического, психолого-педагогического и социально-педагогического обеспечения.

II. Экспертные требования

Для максимально качественного проведения процесса экспертного внедрения моделей построения образовательных траекторий в сфере дополнительного образования с возможностью их интеграции с индивидуальным учебным планом освоения основных общеобразовательных программ, обеспечивающих социальную самореализацию и профессиональное самоопределение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, необходимо соблюдения ряда экспертных требований:

 

III. Участники и условия экспертного внедрения

Участники экспертного внедрения:

Условия экспертного внедрения:

внедрение моделей построения образовательных траекторий в сфере дополнительного образования, обеспечивающих саморазвитие и профессиональное самоопределение обучающихся 5-11 классов, социальную самореализацию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, может осуществляться на базе организаций общего образования, в том числе специализированных образовательных организаций, образовательных организаций дополнительного образования, реализующих образовательные программы дополнительного образования.

От организаций-участников проекта в процессе экспертного внедрения моделей требуется:

 

IV. Порядок проведения апробации и экспертного внедрения моделей

1 этап – подготовительный - (13.01.2020 - 18.02.2020)

Цель – подготовка к апробации моделей построения образовательных траекторий в сфере дополнительного образования с возможностью их интеграции с индивидуальным учебным планом освоения основных общеобразовательных программ, обеспечивающих социальную самореализацию и профессиональное самоопределение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Задачи:

  1. Определение концептуальных и организационных подходов проведения апробации.
  2. Разработка организационно-методического обеспечения процесса апробации.
  3. Разработка критериев и отбор участников апробации.
  4. Разработка режима апробационных мероприятий.
  5. Организация информирования о порядке и условиях проведения апробации.

2 этап – организационно-методический и диагностический этап -(19.02.2020 – 31.03.2020)

Цель – организационно-методическое обеспечение процесса апробации и проведения диагностики обучающихся-участников экспертного внедрения моделей самореализации.

Задачи:

  1. Подготовка списков обучающихся к участию в экспертном внедрении моделей самореализации.
  2. Разработка и утверждение планов апробации и экспертного внедрения моделей самореализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в дополнительном образовании на уровне организации и регионов.
  3. Проведение диагностики обучающихся и разработка индивидуальных образовательных маршрутов на основе результатов диагностики.

3 этап – этап экспертного внедрения и обследования - (01.04.2020 – 18.11.2020)

Цель – экспертное внедрение и оценка научной обоснованности и практической значимости технологии разработки траекторий социальной самореализации и индивидуальных образовательных маршрутов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в дополнительном образовании, определение аспектов, нуждающихся в доработке (по итогам экспертного внедрения).

Задачи:

  1. Осуществить экспертное внедрение моделей самореализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в дополнительном образовании.
  2. Провести оценку научной обоснованности и практической значимости эффективности разработанного педагогического инструментария и деятельности с его применением в режиме экспертного обследования путем самообследования и внешней экспертизы[1].
  3. Определение по итогам экспертного внедрения аспектов, нуждающихся в доработке.

4 этап – обобщающий (результаты апробации и экспертного внедрения моделей, их анализ) – (18.11.2020 – 31.11.2020)

Цель – обобщение результатов по итогам апробации и экспертного внедрения моделей самореализации.

Задачи:

  1. Подготовка отчетной документации по итогам апробации и экспертного внедрения моделей самореализации.
  2. Определение тенденций и перспектив массового внедрения разработанного педагогического инструментария обеспечения самореализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сфере дополнительного образования.
  3. На основе анализа результатов деятельности по проекту подготовка презентационных материалов, отражающих внедрение и тиражирование результатов.

[1] Оценка эффективности деятельности по проекту производится с использованием трех карт проведения экспертного обследования процесса внедрения моделей самореализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сфере дополнительного образования:

Карта № 1 «Экспертиза и оценка эффективности решения поставленных задач в рамках процесса внедрения моделей»

Карта № 2 «Экспертиза и оценка эффективности деятельности организаций в процессе внедрения моделей»

Карта № 3 «Оценка эффективности процесса внедрения моделей построения образовательных траекторий в сфере дополнительного образования с позиции участников проекта» (См. раздел сайта «Карты экспертного обследования эффективности моделей»).