В современной психологии существуют различные методики диагностики и анализа индивидуальных потребностей человека. Основоположником исследования мотивационно-потребностной сферы личности во всем мире признан А. Маслоу. Согласно его теории, потребности служат пусковым механизмом для развития личности. Уровневая модель потребностей Маслоу, от физиологических потребностей, потребности в безопасности и социальной потребности до потребности в самоутверждении и самоактуализации, позволяет формировать целостное представление о дефицитарных зонах, а также об их избыточности в части базовых потребностей, что может блокировать процесс развития и саморазвития человека. Так, согласно теории Маслоу, основными блокаторами развития являются неблагоприятные социальные условия, незнание собственного потенциала и способностей, гипертрофированная потребность в безопасности (на уровне высокой степени тревожности). Эти три группы факторов тормозят естественное стремление человека к развитию и самосовершенствованию.

 

[1] Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. СПб. : Питер, 2000. 528 с.

[2] Кондаков, И. М. Методика для изучения мотивационных особенностей школьников //Журнал прикладной психологии. 1998. № 4. С. 99 – 11

[3] Практическая психодиагностика: методики и тесты / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998. 672 с.

[4] Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. М. : Просвещение, 1991. 288 с.

[5] Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. – М.: АНО «ПЭБ», 2007 — 56 с.