Актуальность модели построения образовательной траектории творческой самореализации с перспективой дальнейшего профессионального самоопределения связана с необходимостью включения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в многоаспектную социокультурную деятельность, содержащую специфическое психолого-педагогическое сопровождение творческих занятий в системе дополнительного образования как в образовательных организациях, так и детских домах творчества. Это может способствовать реализации идеи развития субъективной и субъектной активности личности в познании. Широко известно, что занятие творчеством является ресурсной средой для детей (людей), имеющих определенные проблемы в развитии и социализации.

Согласно теории развития творческих способностей Б.М. Теплова, творческая деятельность является неизменным стимулом развития индивидуально- психологические способностей ребенка, определяющих успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимых к знаниям, умениям, навыкам, но обусловливающих легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности [35]. Такая позиция сформировалась, основываясь на идеях культурно-исторической психологии. Л.С. Выготский убедительно обосновывает творческую деятельность как условие развития и самореализации: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития» [36].

Поскольку творчество характеризует вершины любого вида человеческой деятельности, то, развивая творческий потенциал с детских лет, закладывается основа нестандартного подхода ребенка к любой деятельности, а значит в будущем и к профессиональной деятельности в том числе.

Творческие способности и творческий потенциал личности в зарубежной психологии связаны с категорией «креативность», суть которой заключается в нестандартности мышления, оригинальности подходов и самовыражения, способности удивляться и видеть мир по-особому (Э. Фромм, Дж. Гиллфорд, Э. Торренс и др.).

Элис Пол Торренс отмечал, что в процессе развития креативности, проявляется выраженный релаксационный эффект: снятие напряжения, эмоциональную гармонизацию и позитивное отношение к миру и окружающим людям [37].

Эти тезисы являются ключевыми к пониманию сути модели построения образовательной траектории творческой самореализации в сфере дополнительного образования.

Поскольку творчество присутствует во всех видах деятельности, то именно эта модель характеризуется максимальными возможностями выбора направлений и видов деятельности, к которым проявляет интерес ребенок. Практика свидетельствует, что интерес детей к сфере творчества всегда неизменно является высоким и востребованным, оказывает положительное влияние на общее развитие детей и учебные достижения. Это также подчеркивает актуальность разработки модели творческой самореализации.

Модель построения образовательной траектории творческой самореализации ориентирована на организацию образовательного процесса по освоению следующих видов творческой деятельности:

  • деятельность в сфере эстетического воспитания и художественной направленности:
  • художественно-изобразительная деятельность: рисование, лепка, скульпрура, дизайнерская деятельность, декоративно-прикладное творчество (гончарное дело, резьба по дереву, ткачество, вышивка, валяние и др.);
  • музыкально-исполнительская деятельность: игра на музыкальных инструментах (сольное, ансамблевое, оркестровое исполнительство), вокал (сольное, ансамблевое, хоровое пение, в том числе в классической, народной, эстрадной манере);
  • танцевально-хореографическая деятельность: балет, народный танец, эстрадный танец, в том числе сольное и ансамблевое исполнение;
  • театральные виды деятельности: декламация, теарт (кукольный, игновой, пантомимы и др.);
  • исследовательская (научно-исследовательская) деятельность:
  • в области гуманитарных наук: филология, история, музееведение;
  • в области физико-математических наук: математика, физика, астрономия;
  • в области естественнонаучных знаний: биология, ботаника, зоология, палеонтология;
  • в области географии и краеведения;
  • сфера инженерно-технической деятельности: конструирование, моделирование, создание информационных программ, изобретательская деятельность
  • в области робототехники;
  • в области авиамоделирования и ракетомоделирования;
  • в области судомоделирования;
  • в области автомоделирования;
  • в области разработки моделей на основе нано-технологий и др.
  • сфера физкультурно-спортивной деятельности, охватывающая все виды спорта, от индивидуальных до командных видов.

 

Структура модели построения образовательной траектории творческой самореализации с перспективой дальнейшего профессионального самоопределения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Параметры моделирования

Основные характеристики модели

Назначение

Построение образовательной траектории творческой самореализации с перспективой дальнейшего профессионального самоопределения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Целеполагание

Создание организационно-педагогических условий для творческой самореализации с перспективой дальнейшего профессионального самоопределения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; формирование у целевой аудитории ресурсов для позитивной социализации

Задачи (круг решаемых проблем)

-      Организация деятельности, направленной на преодоление проблем социальной дезадаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе их социально-психологической травматизации;

-      Формирование общекультурных компетенций, обеспечивающих укрепление и развитие личностного ресурса позитивной социальной адаптации;

-      Формирование у целевой группы потребности и готовности к позитивному взаимодействию с социальным окружением;

-      Развитие творческих способностей в интересующей сфере деятельности с перспективой возможного выбора профессии и успешной профессиональной самореализации.

Целевая группа

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации

Охват

Регулируется форматом реализации модели: от индивидуального до группового и массового количества участников

Включенность участников

Определяется форматом реализации модели:

-      Очное участие в рамках индивидуальных занятий, групповых форм работы, в том числе и тренинговых (определяется особенностями участников и рекомендациями по итогам психолого-педагогической диагностики);

-      Очное участие в рамках детского объединения интегративного характера (определяется особенностями участников и образовательными задачами);

-      Очное участие в составе отряда детского оздоровительного лагеря (состав групп определяется особенностями участников и регламентируется нормативными документами детского оздоровительного лагеря)

Формат реализации

-      Индивидуальные формы работы

-      Малые, в том числе тренинговые, группы

-      Детские объединения, в том числе интегративного характера, различных направленностей, формирующиеся в системе дополнительного образования в условиях реализации общеразвивающих и предпрофессиональных программ дополнительного образования

-      Отряды в детских оздоровительных лагерях (возможно, профильные)

Продолжительность педагогического воздействия

Продолжительность определяется объемом образовательных программ, реабилитационных тренинговых и иных развивающих программ; программ каникулярных смен детских оздоровительных лагерей (объем программ определяется разработчиками)

Содержание деятельности

Содержание деятельности в рамках модели осуществляется в несколько этапов:

1)             Подготовительный этап – заключается в сборе информации о программах дополнительного образования стартового, базового и углубленного уровней по всем шести направленностям, обеспечивающим развитие творческого потенциала детей; размещение информации о программах на ресурсной платформе и обеспечение доступа к ней;

2)             Организационный этап – заключается в проведении кампании по информированию детей и родителей целевой аудитории о возможности заниматься по программам дополнительного образования с выбором одной программы в рамках интересующей направленности (ярмарка программ, день открытых дверей); организация возможности психолого-педагогического консультирования по вопросу выбора направленности и программы дополнительного образования; проведение записи детей на выбранную программу;

3)             Деятельностный этап – характеризуется вариативностью направлений и форм творческой деятельности, обеспечивающих условия творческой самореализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в рамках выбопнной программы; здесь предполагается разработка индивидуалного образовательного маршрута (ИОМ) творческой самореализации ребенка в рамках освоения образовательной программы. ИОМ открывает возможности по следующим направлениям творческой деятельности:

-        участие в проектной деятельности в группе и/или индивидуально с возможностью тьюторского сопровождения в рамках разработки творческих проектов;

-        участие в презентационной деятельности, направленной на демонстрацию творческих работ и достижений ребенка, в том числе с возможностью получения экспертных заключений на представленные разработки и иные демонстрационные материалы;

-        участие в соревновательной (конкурсной) деятельности с возможностью состязаться в мастерстве овладения той или иной деятельностью, в том числе в мероприятиях, входящих в перечень олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей к занятиям физкультурой и спортом, интереса к научной, инженерно-технической, изобретательской и иной творческой деятельности, обеспечивающих при достижении высоких результатов льготные условия поступления в средние специальные и высшие учебные заведения по профилю;

-        участие в просветительской деятельности, направленной на формирование общей культуры и расширения представлений об интересующей избранной сфере деятельности посредством посещения мероприятий, где демонстрируются высокие достижения с возможностью общения с людьми, являющимися мастерами своего дела;

-        участие в профориентационной деятельности, направленной на получение информации о возможных направлениях выбора профессий в избранной сфере деятельности с перспективой посещения организаций, предприятий, офисов, где работают интересующие специалисты.

4)             Рефлексивно-оценочный этап – направлен на проведение мероприятий по осмыслению и оценке достижений в избранной сфере интереса ребенка и осуществляется в режиме сопровождающей деятельности посредством ведения портфолио творческой самореализации с накоплением информации по результатам прохождения ИОМ и материалами экспертной оценки результатов творческого развития ребенка.

Выстроенная таким образом деятельность в рамках модели построения образовательной траектории творческой самореализации с перспективой дальнейшего профессионального самоопределения детей позволяет решить поставленные образовательные и коррекционно-развивающие задачи и достичь желаемых результатов.

Технологическое обеспечение деятельности

-      Интерактивные технологии;

-      Игровые технологии;

-      Рефлексивные техники;

-      Технология проектной деятельности;

-      IT-технологии

Прогнозируемый результат

-      Преодоление у целевой группы проблем социальной дезадаптации, в том числе социально-психологической травматизации;

-      Укрепление и развитие личностного ресурса позитивной социальной адаптации на основе социальных компетенций;

-      Готовность целевой группы к позитивному взаимодействию с социальным окружением;

-      Развитие творческого потенциала в процессе овладения творческой деятельностью в избранном направлении дополнительного образования с возможной перспективой выбора профессии в данной сфере.

Оценка результативности

-     Диагностика психоэмоционального состояния в сочетании с анализом доминирующих мотивов, отношения к деятельности и других особенностей личности (цветовой тест М. Люшера);

-     Диагностика фрустрации (тест Розенцвейга);

-     Диагностика внутренних психологических состояний посредством использования рисуночных диагностических методик («Кактус», «Дом», «Семья» и др.)

-     Диагностика профессиональных предпочтений (ДДО Е.А. Климова, Матрица профессий Г.В. Резапкиной);

-     Педагогическое наблюдение за поведением и способами реагирования (ведение карт, дневников педагогического наблюдения).

 

Условия реализации модели построения образовательной траектории творческой самореализации с перспективой дальнейшего профессионального самоопределения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, организуется на трех уровнях и включают в себя работу методической службы, психолого-педагогической службы и педагогов дополнительного образования в рамках реализации образовательных программ дополнительного образования, в том числе в условиях детских оздоровительных лагерей (ДОЛ):

  • уровень 1 – работа информационно-методической службы в режиме аккумуляции информации о программах дополнительного образования и организации кампании по информированию детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, о возможности получения дополнительного образования детьми с перспективой дальнейшего выбора профессии и получения профессионального образования;
  • уровень 2 – работа психолого-педагогической службы организации дополнительного образования в режиме реализации диагностики, в том числе профессиональных предпочтений, тренинговых программ по социальной реабилитации и позитивной адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • уровень 3 – деятельность педагога дополнительного образования по обеспечению реализации образовательных программ и работы детских объединений по интересам в рамках шести направленностей содержания дополнительного образования в режиме творческой ресурсной группы, а также организация жизни детского отряда (объединения) в условиях каникулярных смен детских оздоровительных лагерей (в том числе профильных отрядов и лагерей).