Печать

Технология интеграции образовательных траекторий в сфере дополнительного образования с индивидуальным учебным планом освоения основных общеобразовательных программ, обеспечивающих социальную самореализацию и профессиональное самоопределение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Разработка образовательных траекторий творческой и социальной самореализации в сфере дополнительного образования, обеспечивающих социальную самореализацию и профессиональное самоопределение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, имеет реальные перспективы интеграции с индивидуальным учебным планом освоения основных общеобразовательных программ в условиях Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС), а также Федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС О у/о). 

ФГОС ООО, ФГОС СОО, ФГОС О у/о направлены на создание условий и социальной ситуации развития обучающихся, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечивающих их саморазвитие, социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности, а также формирования готовности к непрерывному образованию. ФГОС ориентированы на становление личностных характеристик подростков как ответственных субъектов развития и самореализации, гражданского и профессионального самоопределения.

ФГОС ориентированы на достижение обучающимися не только предметных результатов, но и, прежде всего, результатов личностных, отражающих сформированность ценностных позиций ребенка, его мотивацию к образованию и развитию как социально компетентной личности в условиях поликультурного мира, и метапредметных результатов, в которых проявляется сформированность способности и готовности реализовывать универсальные учебные действия, участвовать в построении и реализации индивидуальной образовательной траектории (ИОТ). ФГОС предполагают построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей, обучающихся посредством индивидуализации образовательного процесса. Среди особенностей результатов ФГОС СОО выделяются развитие навыков самообразования и самопроектирования, совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.

Основным инструментом достижения поставленных целей является Основная образовательная программа (ООП). Она призвана обеспечить оптимальную организацию образовательного процесса, создать условия для формирования общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, личностного и интеллектуального развития обучающихся, а также их саморазвития и самосовершенствования. В рамках реализации ФГОС СОО предполагается подготовка обучающимися индивидуального/-ых проекта/-ов, выполняемого/-ых обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. Сверхидеей ФГОС является обеспечение социальной успешности детей и подростков посредством развития их творческих и физических способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Особая роль в этом процессе отводится внеурочной деятельности. Именно она направлена на общекультурное развитие обучающихся по приоритетным направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) и предполагает максимальную вариативность подходов к ее реализации с опорой на творческий подход к проектированию ее содержания и соблюдение требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Формы организации внеурочной деятельности обеспечивают принципиальное отличие от урока как основной формы организации образовательного процесса и являются максимально привлекательными для детей и подростков. Это  кружки, студии, клубы, секции, детско-юношеские организации, конференции, научные сообщества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, объединения различной направленности и т.п.

Проектирование внеурочной деятельности осуществляется в рамках части ООП, формируемой участниками образовательных отношений, что составляет 30% от общего объема ООП для реализации ФГОС ООО и 40% от общего объема ООП по ФГОС СОО. Именно эта часть ООП призвана обеспечить удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся посредством введения учебных курсов на вариативной основе и внеурочной деятельности, в том числе во время школьных каникул, используя возможности детских оздоровительных лагерей и организаций дополнительного образования. В рамках ФГОС внеурочная деятельность имеет фиксированный объем:

Реализация ООП осуществляется на основе учебного плана, призванного обеспечить удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающихся, в том числе этнокультурных, и должен предусматривать возможность введения учебных курсов и организацию внеурочной деятельности.  При этом особым достижением ФГОС является возможность разработки с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальных учебных планов, сопровождаемых тьюторской поддержкой, направленных на создание условий развития потенциала детей и подростков с ОВЗ и признаками одаренности.

Внеурочная деятельность как наиболее мобильная и динамичная часть ООП и учебного плана позволяет осуществлять максимальную вариативность ее реализации.

Согласно Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования» организация внеурочной деятельности осуществляется с опорой на базовую организационную модель, а также четыре организационные модели, опирающиеся на ресурсы организаций общего и дополнительного образования, в том числе культуры и спорта (модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей); модель «школы полного дня»; оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения); инновационно-образовательная модель). Выбор модели внеурочной деятельности для ее практической реализации остается за школой, где согласно нормативных документов, регламентирующих реализацию ФГОС, недельная нагрузка на внеурочную деятельность должна быть не менее 5 часов, но не более 10 часов. Назначение этих объемов заключается в определении границ оптимальной и предельно допустимой нагрузки обучающихся в условиях получения общего образования, не противоречащие нормам СанПиН.

Во многом благодаря внеурочной деятельности возможно обеспечение индивидуализации процесса образования. Это осуществляется посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся. В настоящее время наиболее востребованными и реализованными на практике оказались такие организационные модели внеурочной деятельности, как оптимизационная модель и модель «школы полного дня», опирающиеся в своей основе на ресурсы общеобразовательной школы. В рамках этих моделей возникают некоторые затруднения для удовлетворения растущих индивидуальных интересов и образовательных потребностей современных подростков. Среди наиболее выраженной проблемы следует отметить ограничение пространства и возможностей внеурочной деятельности ресурсами только школы, что противоречит назначению внеурочной деятельности в условиях ФГОС.

Отсюда, возникает необходимость обратиться к модели дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей), в рамках которой разработаны и могут быть успешно реализованы модели построения образовательных траекторий творческой и социальной самореализации в сфере дополнительного образования с перспективой профессионального самоопределения. Данная модель ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей)заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей, в условиях специального материально-технического и технологического оснащения каждого вида деятельности.

Разработанные модели построения образовательных траекторий творческой и социальной самореализации в сфере дополнительного образования в полной мере способны обеспечить условия для достижения поставленных целей в рамках ФГОС ООО, ФГОС СОО и ФГОС О у/о на основе их интеграции с индивидуальным учебным планом освоения основных общеобразовательных программ, в том числе в части реализации проектной и профориентационной деятельности. Для этого необходимо осуществить ряд организационных этапов и мероприятий.

Первый этап – организационно-подготовительный – предполагает нагрузку на руководителей и методистов образовательных организаций и направлен на создание единого нормативного и программно-методического пространства внеурочной деятельности в условиях общего и дополнительного образования посредством перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами на основе разработки следующих нормативных документов и дополнений в уже существующие:

Рекомендуемые позиции для зачета приоритетных направлений внеурочной деятельности в условиях специфики разработанного индивидуального образовательного маршрута

Образовательная траектория

Образовательный маршрут

Приоритетные направления внеурочной деятельности

Рекомендуемый объем образовательной программы внеурочной деятельности

Образовательная траектория творческой самореализации с перспективой профессиональной самореализации

Образовательный маршрут № 1 «Деятельность в сфере эстетического воспитания и художественной направленности»

 

Общекультурное

Духовно-нравственное

Социальное

Образовательные программы стартового, базового и углубленного уровней

от 36 часов (при условии занятий 1 час в неделю в течение 9 месяцев учебного года без каникул) до 180 часов (при условии занятий 5 часов в неделю в течение 9 месяцев учебного года без каникул).

Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 08.11.2018 № 196 объем программы определяется образовательной организацией

Образовательный маршрут № 2 «Исследовательская (научно-исследовательская) деятельность»

 

Общеинтеллектуальное

Общекультурное

Социальное

Образовательный маршрут № 3 «Инженерно-техническая (конструкторно-изобретательская) деятельность»

 

Общеинтеллектуальное

Общекультурное

Социальное

Образовательный маршрут № 4 «Физкультурно-спортивная деятельность»

Спортивно-оздоровительное

Социальное

Общекультурное

Образовательная траектория социальной самореализации с перспективой профессиональной самореализации

Образовательный маршрут № 1 «Развитие в сфере экономического воспитания»

Социальное

Общеинтеллектуальное

Общекультурное

Образовательные программы стартового, базового и углубленного уровней

от 36 часов (при условии занятий 1 час в неделю в течение 9 месяцев учебного года без каникул) до 180 часов (при условии занятий 5 часов в неделю в течение 9 месяцев учебного года без каникул).

Согласно Приказу Министерства обрзования и науки РФ от 08.11.2018 № 196 объем программы определяется образовательной организацией

Образовательный маршрут № 2 «Развитие в сфере гражданского воспитания и политической культуры»

Социальное

Общеинтеллектуальное

Общекультурное

Образовательный маршрут № 3 «Развитие в сфере социального активизма»

Социальное

Духовно-нравственное

Общекультурное

Образовательный маршрут № 4 «Развитие в сфере духовной деятельности»

Социальное

Духовно-нравственное

Общекультурное

 

В рамках организационно-подготовительного этапа предполагается подготовка пакета программно-методического обеспечения для обеспечения внеурочной деятельности: разработка пакета программ в рамках образовательных траекторий творческой и социальной самореализации.

Итогом реализации данного этапа будут презентационные мероприятия, демонстрирующие готовность организаций к работе в режиме взаимодействия по реализации внеурочной деятельности в процессе освоения детьми индивидуальных учебных планов освоения основных общеобразовательных программ.

Второй этап – проектировочный – включает в себя разработку индивидуальных образовательных маршрутов на основании осуществления выбора образовательных траекторий творческой или социальной самореализации, а также образовательного маршрута и образовательной программы в рамках каждой траектории. Данный выбор может основываться как на индивидуальном предпочтении, так и на рекомендациях по итогам психолого-педагогической диагностики в части оценки интересов и индивидуальных потребностей ребенка, а также его первичных профессиональных предпочтений.

Третий этап – реализационный – направлен на реализацию индивидуального образовательного маршрута и освоение образовательной программы внеурочной деятельности в сфере дополнительного образования с учетом содержания деятельности по приоритетным направлениям внеурочной деятельности, а также всех видов деятельности в рамках содержания образовательного маршрута.

Четвертый этап – контрольно-оценочный – обеспечивает оценку результатов освоения индивидуального образовательного маршрута и образовательной программы внеурочной деятельности в сфере дополнительного образования на основе использования портфолио опыта самореализации, а также возможных оценочных карт.